«...[Лучшие — те] кто не становится бременем, ношей для других»
«Находчивый (сообразительный) человек — это тот, кто умеет усмирять свой пыл [эмоции], страсти (знает меру в желаниях; делает то, что нужно, а не то, что ему хочется) и не забывает в делах и поступках о вечном [работает над тем, чтобы быть счастливым и в мирской обители, и в вечной]. Слабый же, немощный — это тот, кто идет на поводу своих желаний, хотений и постоянно надеется на Бога [сидит сложа руки, не делая ничего особенного для их воплощения]»
/1/
.«Находчивый (сообразительный) человек — это тот, кто умеет усмирять свой пыл [эмоции], страсти (знает меру в желаниях; делает то, что нужно, а не то, что ему хочется) и не забывает в делах и поступках о вечном [работает над тем, чтобы быть счастливым и в мирской обители, и в вечной]. Слабый же, немощный — это тот, кто идет на поводу своих желаний, хотений и постоянно надеется на Бога [сидит сложа руки, не делая ничего особенного для их воплощения]»
/2/
.«Все вы — дети Адама [и Евы]. Адам сотворен был из земли. Пусть же
прекратят люди бравировать своими предками [пусть не возносятся над
другими, перечисляя достижения или подвиги своих родов, племен,
народов], иначе станут они пред Богом [потеряв человеческое лицо
в результате своей гордыни и кичливости за чужие успехи и поступки] даже
ниже по значению, чем [обычный] навозный жук»
/3/
. «Проникла
/4/
в вас болезнь прошлых цивилизаций (народов) — зависть и злоба
(ненависть). Эта болезнь — лезвие. Но оно не бреет волосы, а «бреет»
набожность [убивает веру в человеке]. Клянусь Тем, в чьей власти моя
душа [клянусь Господом миров]! Вы не войдете в Рай, пока не уверуете.
[Если до наступления смерти не станет осознанно верующими, вам Рая
не видать.] И вы не сможете стать верующими [не будет полной ваша вера],
пока не начнете испытывать чувство любви и уважения друг к другу.
Сказать вам о том, что поспособствует этому? Желайте друг другу мира
[не столько механически на словах, сколько на уровне души, искренними
и глубокими теплыми чувствами друг к другу, это растопит сердца и удалит
неприязнь, ненависть, злобу]» /5/
.«Кого Господь подведет к тому, чтобы стать мусульманином [носителем
постулатов веры и религиозной практики], научит Корану [читать
и понимать его], а он после этого [после таких открывающихся перед ним
духовных, моральных и интеллектуальных возможностей] будет [временами
либо постоянно] жаловаться на нужду (бедность, лишения), у того меж глаз
будет написано «нищета», причем надпись эта сохранится до Судного Дня».
После этих слов посланник Всевышнего процитировал 58-й аят 10-й суры
/6/
.«[В человеке есть] три качества, которые очень сложно
/7/
поставить под контроль (сложно победить, обезопасить себя
от них) [но работать над ними с именем Всевышнего и ради своего
благополучия необходимо]. Это — (1) обращение внимания на дурные
приметы, предзнаменования [зависимость от них на уровне мысли]; (2)
плохие размышления о других; (3) зависть (черная зависть)». У посланника
Всевышнего спросили: «А как же нам быть, в чем выход?» Он ответил:
«Если увидели плохое [по народной традиции] предзнаменование,
то не сворачивайте с пути (не обращайте внимания, продолжайте свой
путь). Если появляются плохие мысли о ком-то, то не превращайте
их в истину (не проверяйте, не производите расследование,
не оправдывайте свои предположения). А если появилось чувство зависти,
то не давайте ему ход (не делайте что-либо неправильное, грешное
по отношению к тому, кому вы позавидовали)» /8/
.Пророк Мухаммад говорил: «Не зайдет в Рай тот, в сердце которого
есть хоть малая частица высокомерия». Его спросили: «А если, например,
человек любит хорошо одеваться, носить красивую обувь?» Он ответил:
«Воистину, Богу присуще лишь красивое (изящное, совершенное), и Он любит
красоту. [То есть любовь к красоте, к чему-то изящному, хорошему,
аккуратному не есть проявление гордости, важности, надменности].
Высокомерие — это неприятие правды (упрямое несогласие с тем, что
очевидно) и пренебрежительное отношение к людям»
/9/
.
/1/ См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 250, хадис № 4112, «сахих».
/2/ Хадис от Шаддада ибн Авса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 402, хадис № 6468, «сахих».
/3/ Хадис от Хузейфы; св. х. аль-Барраза. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 396, хадис № 6368, «хасан».
/4/ Глагол, употребленный в хадисе, переводится как «ползти на четвереньках», «медленно двигаться», «проникать», «стучать».
/5/ Хадис от аз-Зубайра ибн аль-‘Аввама; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 254, хадис № 4170, «сахих».
/6/ Св. х. ас-Суюты. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 8. С. 587.
/7/ В одном риваяте сказано, что вообще «невозможно победить» (поставить под полный и постоянный контроль), а в другом — «мало кому удастся».
/8/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 12. С. 104; аль-Газали М. (450-505 по хиджре). Ихья ‘улюм ад-дин [Воскрешение наук о вере]: В 6 т. [б. м.]: Нахр ан-нил, [б. г.]. Т. 3. С. 177.
Хадис имеет недостоверность в иснаде, но известные имамы такие, как Ибн Хаджар, аль-Газали и др., упоминали этот хадис, используя его не как однозначное пророческое повествование, а как то, что имеет основу (так как не относится к выдуманным-мавду‘), как мудрость, которая может применяться на практике и с пользой.
/9/ Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи и др. См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 584, хадис № 2004, «хасан, сахих».
/2/ Хадис от Шаддада ибн Авса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 402, хадис № 6468, «сахих».
/3/ Хадис от Хузейфы; св. х. аль-Барраза. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 396, хадис № 6368, «хасан».
/4/ Глагол, употребленный в хадисе, переводится как «ползти на четвереньках», «медленно двигаться», «проникать», «стучать».
/5/ Хадис от аз-Зубайра ибн аль-‘Аввама; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 254, хадис № 4170, «сахих».
/6/ Св. х. ас-Суюты. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 8. С. 587.
/7/ В одном риваяте сказано, что вообще «невозможно победить» (поставить под полный и постоянный контроль), а в другом — «мало кому удастся».
/8/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 12. С. 104; аль-Газали М. (450-505 по хиджре). Ихья ‘улюм ад-дин [Воскрешение наук о вере]: В 6 т. [б. м.]: Нахр ан-нил, [б. г.]. Т. 3. С. 177.
Хадис имеет недостоверность в иснаде, но известные имамы такие, как Ибн Хаджар, аль-Газали и др., упоминали этот хадис, используя его не как однозначное пророческое повествование, а как то, что имеет основу (так как не относится к выдуманным-мавду‘), как мудрость, которая может применяться на практике и с пользой.
/9/ Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи и др. См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 584, хадис № 2004, «хасан, сахих».