«О дети
Адама [и Евы]! Будьте красивы, заходя в какую-либо из мечетей.
[Вся Земля — это также мечеть, то есть место, где можно молиться,
поэтому будьте по возможности красивы всегда, везде и во всем.]
Скажи, кто запретил украшения Господа [все радующее глаз и сердце,
добротное, изящное, изысканное], которые Он вывел для людей,
и хорошее из благ (из продуктов питания)?! Это [умение
пользоваться красотами жизни] в полной мере [дозволено] людям верующим [как
и всем остальным, хотя некоторые необоснованно выдумывают для себя
запреты], а вот в Судный День [и после него] райская красота,
благодать — только лишь для верующих.
Подобным образом Мы [говорит Господь миров] разъясняем знамения для людей
грамотных.
Скажи: «Господь [раскрыл вам жизнь во всей красе, но] запретил все
скверное (непристойные поступки, разврат), как являющееся явным, так
и скрытым [что выявляется, к примеру, в результате исследований,
экспертиз, опытов]
Запретил все
греховное [что является очевидным грехом для любого здравомыслящего] и покушение
[на честь, имущество, жизнь другого человека или людей, общество;
притеснение, проявление несправедливости], не имея на то права.
Также запретил все формы язычества, поклонения земному и высказывание
в адрес Творца того, о чем вы [люди] не знаете».
В своде
хадисов имама Абу Дауда приводятся слова Пророка (да благословит его
Всевышний и приветствует): «Воистину, вы предстаете пред своими
братьями!
Пусть же
будет хорошим ваше средство передвижения, пусть будет хорошей [подобающей месту
и времени] ваша одежда, чтобы вы были примером для других. Воистину,
Господь не любит непристойность, неприличие, неряшливость».
***
Я живу в Ингушетии,
и наши соседи, односельчане, родственники, друзья ездят на море
семьями, да и мы сами собирались туда. Вопрос в том,
можно ли семьям ездить на море, где всем все видно как
на ладони? Расул, 34 года.
Семьям
ездить на море можно и полезно. Однако важно соблюдать нормы
мусульманкой одежды: мужчинам следует надевать плавки от пупка
до колен, а женщинам — купальники, закрывающие все тело, кроме
лица и кистей рук. Таких купальников на сегодняшний день огромное
разнообразие, любые цвета и модели. Для детей-подростков также имеются
соответствующие мусульманские купальники.
А на то, что видно как на ладони, можно и не смотреть.
Море и солнце — это хорошо и полезно, когда есть такая
возможность
Нарушается ли молитва-намаз,
если во время ее совершения у мужчины случайно оголилась
поясница?
Если ‘аурат
во время совершения молитвы случайно и непреднамеренно оголится
(например, из-за ветра), то молящийся должен сразу прикрыть оголившуюся
часть тела. Если это произошло из-за неряшливости верующего, а тем более
повторилось в одном намазе несколько раз, то молитва нарушается,
становится недействительной и ее необходимо совершить повторно
Можно, конечно, предположить, что оголилась та часть тела, которая выше
пупка или на его уровне, но лучше, дабы быть уверенным
в полноценности молитвы-намаза, заправлять рубашки и майки
в брюки так, чтобы поясница не оголялась.
Запретно, когда мужчины стараются
походить на женщин, а женщины — на мужчин. Это противоречит
как религиозным, так и природным канонам, которые, в общем-то, едины
и четко взаимосвязаны.
Мой друг спросил меня про ношение
ушных серег мужчинами. Насколько я знаю, мужчинам носить серьги
не только с точки зрения Ислама, но и с культурной
точки зрения нельзя. Другу моему сказали, что имам Бухари носил серьги
в носу. Правда ли это?
Если посмотреть на подобное
с точки зрения нашего российского менталитета и современной культуры,
то это выглядит вызывающе, а где-то и неуместно. Верующему
человеку не к лицу привлекать таким «крутым» атрибутом внимание
других. Что касается имама аль-Бухари, то я не знаю,
не встречал информации об этом, но если бы он жил
в наше время, то точно не стал бы носить серег.
Я стал мусульманином,
но до принятия Ислама я сделал татуировки. На плече
написано «Аллах», а на спине — «Мухаммад» (да простит меня
Всевышний). Что теперь с ними делать? Можно ли их свести или это
будет причинением вреда телу? Ильдар, 32 года.
Делать
татуировки с точки зрения исламских канонов запретно (харам)
Пророк
Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) упомянул тех,
кто занимается этим ремеслом, а также тех, кто делает себе татуировки,
в числе проклятых
Это действие
относится к «изменению человеком своего настоящего облика, данного ему
Самим Творцом». Запрет на такого рода действия также оговорен
в Священном Коране
Лучше будет их свести. Но если это сложно и есть опасность для
здоровья, тогда оставьте все как есть.
Далее
приведем хадисы по теме и пояснения ученых:
«Кто опускает одежду до такой степени, что она волочится по земле
(одежда его настолько длинна, что волочится по земле) и проявляет
через это высокомерность (надменность, будто он — король, а все
остальные — пешки), на того Бог не посмотрит в Судный День
[не проявит к нему Свою милость]»
Во время
произнесения Пророком вышеупомянутых слов Абу Бакр уточнил: «О посланник
Всевышнего, порой моя одежда растягивается (начинает некоторым образом свисать
и волочиться по земле), избежать этого можно, только постоянно
подтягивая ее (как мне быть)?» Пророк ответил:
«Ты не из тех, кто делает это, проявляя тем самым надменность
и высокомерие»
«Всевышний не взглянет [не проявит Свою милость и прощение] в Судный
День на того, кто волочил свою одежду из заносчивости
и высокомерия (проявляя надменность и кичливость)»
Ученые говорили: «Носить длинную, волочащуюся по земле одежду является
грехом в том случае, если этим человек демонстрирует свое превосходство
над окружающими»
То же самое касается и тех, кто
в качестве вызова или «исключительной набожности» укорачивает брюки.
Во всем должна быть золотая середина, где в параллель
с религиозными рекомендациями идет понимание их сути (через
те же самые хадисы и аяты) и учет народных традиций, культур.
Ислам не призывает человека облачаться непременно в традиционную
арабскую, индонезийскую или шотландскую одежды. Не столько важен стиль,
сколько покрытие ‘аурата (частей тела, обязательных для сокрытия), а также
умеренность, чистота, эстетичность и отсутствие чувства превосходства над
другими по причине дороговизны, экстрамодности или вызывающей необычности
одеяния.
Хадис же «а что ниже щиколоток, то — в Аду»
Мусульманские
ученые единодушно прокомментировали следующим образом: «Буквальное понимание
данного хадиса неуместно, так как ряд достоверных повествований Пророка
по данной теме (приведенных нами выше. — Ш. А.) четко
и недвусмысленно объясняет суть вопроса, то есть — проявление
высокомерия и надменности посредством волочащейся по земле одежды
является греховным, ведущим человека к адскому наказанию. Упомянутый хадис
растолковывается именно в таком ракурсе
А в общем,
одежда должна быть в меру необходимости и потребности, а также
в соответствии с местным климатом, традициями практичной, удобной,
модной и нужного размера по длине, ширине и т. п.
И только Всевышнему ведома истина»
|