К 2015 году в Европе будет жить до
50 миллионов мусульман. Эта экспансия распространяется на самые неожиданные
территории — в частности, мир моды. Исламские дизайнеры все активнее выходят
на западный рынок, а европейские дома моды все чаще используют элементы
исламской культуры. Нелли Алексанян поговорила с мусульманскими модельерами и
фэшн-блогерами, изучила последние коллекции и выяснила, как ислам влияет на
моду, а мода — на ислам.
Константин Самойлов, фэшн-консультант, редактор сайта vconfession.com:
- «Кутюрные дома, конечно, подстраиваются под своих клиенток, основной массив
которых составляют жены шейхов. С 2002 года Миучча Прада, Кавалли, Фенди
специально шьют кафтаны для кувейтского шейха Маджеда аль-Сабаха. Но в целом,
мне кажется, мусульманки едут во Францию за парижской модой, а не за лихо
скроенной паранджой. Прогнозировать, укрепятся ли мусульманские мотивы в
моде, сложно. Потому что все во все перетекает, а в то, что будущее зависит
от тебя, верят только в «Мегафоне». Если всех неверных обратят, то, конечно,
модельеры подтянутся и начнут строчить — это же бизнес».
Объем мирового рынка исламской моды — более $96 млн
Тюрбан
В начале XX века модельер Поль Пуаре одел Париж, сходивший с ума по балету
Римского-Корсакова «Шехеразада»,влюбился в «тюрбан махараджи». С тех пор
тюрбаны регулярно возвращаются на подиумы. В 2007 году Prada одела моделей в
короткие обтягивающие юбки и тюрбаны, в 2008 году свои тюрбаны выпустил
Hermès.
Мелих Кесмен, дизайнер, Берлин:
- «Мой бренд Style Islam — это недорогая повседневная одежда, соответствующая
требованиям шариата, с принтами вроде «I love my prophet», «Go halal» и т.д.
Я не хотел никого провоцировать, но мне постоянно приходят возмущенные письма
и от мусульман, и от христиан, и от атеистов. Я же считаю: пока вы не
переходите границ дозволенного исламом, вы вольны носить что угодно. Живя в
Берлине, я вижу людей, которые боятся мусульманской экспансии. Они против
того, что я использую образ Иисуса и называю их с Мухаммедом братьями по
вере. Хотя Иисус и наш пророк тоже».
В мире 1,6 млрд мусульман. До 24 млн из них живут в Западной Европе. К
2015 году эта цифра может увеличиться в 2 раза.
Буркини
Термин (бурка + бикини) и вообще концепцию купальника для мусульман придумала
дизайнер Ахеда Занетти пять лет назад. Среди мусульманок популярны буркини от
компаний Zehba и Hasema. Впрочем, богословы авторитетного суннитского
университета и мечети Al-Azhar не допускают ношение буркини, настаивая, что
такой вещи, как «приемлемый исламский купальник», не существует.
Эльвира Низамиева, главный редактор российского журнала «Мусульманка»:
- «Некоторые мусульмане отрицательно относятся к самому понятию «мода»,
говоря, что ничего общего с исламом оно не имеет и все это происки западной
культуры. Другие, напротив, говорят, что мода в исламе есть, и даже пытаются
каким-то образом развивать ее, устраивая показы. Например, I Международный
конкурс мусульманской моды Islamic Clothes, который прошел в 2009 году в
Казани. Есть существенные отличия исламской моды в России и мусульманских
странах. Так, в Саудовской Аравии по закону женщины должны носить черную
бурку, и о понятии «мода» речь там, в общем, не идет».
Чулки и паранджа
В 2009 году компания Liaison Dangereuse выпустила рекламный ролик, в котором
женщина надевает лифчик, натягивает чулки, а в конце ролика закрывает тело
паранджой. Мусульмане были возмущены, хотя нормам шариата такое сочетание не
противоречит: видеть женщину в нижнем белье может только муж, а ислам
предписывает быть привлекательной для супруга. Мода на нижнее белье в
исламских странах не отличается от общемировой — пользуются популярностью те
же Etam и Agent Provocateur. Мешает любви к красивому белью только то, что
подавляющее большинство продавцов в мусульманских странах — мужчины.
В самом большом в мире торговом комплексе —The Dubai Mall — более 1 200
магазинов общей площадью 12 100 000 км2покупатели — жители «нефтяных»
государств
Глянец
На арабский рынок уже вышли Marie Claire, Elle, Harper’s Bazaar. Правда,
Лоренс Хемберт-Вермус, директор по международному развитию Marie Claire,
полагает, что концепция журнала и мусульманская культура не очень совместимы
— но тираж последнего номера был распродан за несколько дней. В 2007 году
вышел пилотный номер журнала MSLM, рассчитанный на мусульман от 16 до 26 лет
— аудиторию, с которой почти никто не работает.
Полина Сохранова, редактор отдела моды журнала Vogue:
- «Жители ОАЭ славятся как любители красивой жизни и важные клиенты модных
домов. Дубай — центр шопинга, где можно найти все что угодно. Некоторые марки
даже выпускают специальные вещи для местных магазинов. Недавно Vogue
запустился в Турции. Это первый Vogue в мусульманской стране. Премьерный
номер очень светский и ничем не отличается от выпускаемых в Европе. В нем нет
женщин в хиджабах и запретных тем — Турция не самая строгая в смысле религии
страна».
Русудан Джамиля Кобякова, дизайнер:
- «Я занимаюсь дизайном мусульманской одежды лет десять. Как правило, мои
клиенты — образованные женщины c доходом семьи выше среднего. Ориентироваться
на мировую моду очень сложно, потому что ее тенденции в основном связаны с
подчеркиванием силуэта, а это чуждо исламской одежде. Но что касается цвета,
орнамента, форм — вполне можно пользоваться. Прогнозируют, что в этом году в
моду войдут широкие плечи, — с этим можно работать».
Выпускницы Дома моды Вячеслава Зайцева Лаура и Медни Аржиевы принадлежат к
влиятельному чеченскому тейпу. В 2009-м в самом центре Грозного они открыли
бутик чеченской моды Laura & Medni площадью 1 470 м2. Власти Чечни
относятся к студии как к локальному нацпроекту, Рамзан Кадыров периодически
высказывает девушкам свое одобрение, тем более что их последняя коллекция
посвящена его жене Медни.
Потенциал европейского рынка исламской одежды — от $960 млн до 1,5 млрд
В 2009 году Алена Ахмадуллина, один из самых успешных российских модельеров,
ездила в Грозный, чтобы присмотреть место для своего дома мод, — предложение
поступило от руководства республики.
Лагерфельд и Коран
В 1994 году Карл Лагерфельд сшил для Chanel платье с надписью на арабском,
скопировав ее с барельефа в Тадж-Махале. Выяснилось, что эта фраза часто
повторяется в Коране, Лагерфельда немедленно обвинили в богохульстве, а
Клаудии Шиффер, демонстрировавшей платье, угрожали смертью. Лагерфельду
пришлось публично извиняться — он пообещал сжечь платье, фотографии с ним и
все негативы.
FiMiNin, редакторы блога об исламской моде fiminin.blogspot.com, Джакарта:
- «Основные тенденции исламской моды в этом году — бледные и ягодные цвета, а
также двухслойный верх, не важно, куртка это, блузка или жилет. В целом же
западная мода, конечно, сложнее, чем исламская. Но западным дизайнерам бывает
сложно создавать одежду, следуя всем правилам шариата, хотя такие заказы они
выполняют. Поэтому они часто используют одни и те же гладкие ткани — с их
помощью проще делать элегантную закрытую одежду».
Стоимость дизайнерских моделей исламской одежды доходит до $10 000. Их
основные покупатели — жители «нефтяных» государств.
Джана Коссаибати, редактор блога hijabstyle.blogspot.com, Лондон:
- «Мой проект — первый специализированный блог про исламскую моду в
Соединенном Королевстве. Потенциал рынка исламской моды огромен: не заняты
ниши одежды для беременных, спортивной одежды, свадебной, вечерней. В
западной моде очевиден переход от непосредственного использования исламской
одежды к более тонкому заимствованию — адаптации орнаментов, кроя. И это
отчасти делается для привлечения мусульманок. В Лондоне многие носят платки,
просто так, и это не вчерашняя тенденция. А мусульманкам очень нравится новая
коллекция платков от Christian Lacroix».
Амина Васильева, дизайнер:
- «Я шью только на заказ, отчасти потому, что не все женщины стремятся
беспрекословно следовать в одежде законам шариата. И это выгодней, чем
открывать магазин. В европейской моде 1970-х годов модельеры часто
использовали национальную одежду мусульманских стран, даже не изменяя ее. Это
было связано в первую очередь с клиентками из стран Востока, такими как
иранская шахиня Фара Диба и саудовская принцесса Фейсаль. В коллекциях
ведущих Домов моды нашего времени появились платья-туники, платья-халаты,
платья-накидки. Отдельное достоинство таких платьев в том, что в них
комфортно, так как в отличие от европейских они не облегают тело и позволяют
ему дышать».
Первое шоу исламской моды прошло в 2003 году в Иране. С тех пор подобные
мероприятия проводятся почти каждый год. В 2009-м в одной только Джакарте
прошло три фестиваля моды. В прошлом году в Лондоне впервые прошел фестиваль
«Мир арабской моды», который обещает стать ежегодным. Также среди
запланированных событий — первое арабское шоу детской моды в Сеуле и Ярмарка
моды, нижнего белья и аксессуаров в Стамбуле.
|